- ХРОНИКА
ХРО́НИКА (греч. chroniká летопись), литературный жанр, содержащий изложение исторических событий в их временной последовательности. В центре Х. время как субъект исторического процесса. Если в дневнике на первый план выступает личность автора, а в историческом романе характеры и взаимоотношения действующих лиц, активно проявляющих себя в истории, то в Х. организующей силой сюжета предстает сам ход времени, которому подвластны действия и судьбы персонажей. Для Х. обычен экстенсивный сюжет, образуемый чередованием сцен, фрагментов, картин изменяющейся действительности; структура Х. отражает темп, длительность, порядок и ритм изображаемых событий, за точку отсчета которых, как правило, принимаются моменты реально-исторического времени.
На ранних этапах словесности элементы Х. входят «в связанном виде» в мифологические и эпические сюжеты, отражая их историческую основу; в этом смысле «хроникальны» многие произведения древней и средневековой литературы [от библейских книг Царей и «Паралипоменон» (по древнеевр. «хроник») до исландских саг]. В средние века Х. выделилась в самостоятельный историографический жанр (см. Летописи). С эпохи Возрождения материалы Х. используются в художественных целях (например, использование «Хроник » Р. Холиншеда в драмах У. Шекспира), что было связано с постановкой проблемы «человек перед лицом времени». Позднее эстетически переосмысливаются сами приемы хроникального повествования. На почве романтического представления о «духе времени», об индивидуальности каждой эпохи возникают романтические хроники (П. Мериме). Замкнутое, «остановившееся» время предмет семейной и усадебной реалистической Х. (С. Т. Аксаков, Н. С. Лесков). Для романов на современные темы источником сюжетов и повествовательной техники может служить газетная Х. в ее принципиальной незавершенности (ср. образ хроникера и соответствующие литературные приемы в романах Ф. М. Достоевского). Метод старой, «исторической» Х. пародировался для сатирического развенчания застойного быта («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина). В XX в. усиление хроникального начала связано с эволюцией эпической манеры и тяготением литературы к документальности («Жизнь Клима Самгина» М. Горького). Редкая как самостоятельный жанр, Х. образует внутри многих произведений систему включения реального, исторического времени в вымышленный сюжет.
М. Н. Эпштейн.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.